Лучший или один из лучших музеев изделий из хрусталя ручной работы в России и в мире. Главное и единственное хранилище наследия легендарного Гусевского хрустального завода имени Мальцовых, основанного в середине XVIII века.
Дмитрий Алексеев, ресторанный критик, издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia.
На фото слева: кубки, графины, бокалы, рюмки, посуда конца XVI века, стекло поташное, хрусталь, гранение, гравировка — начала XVII века. Справа: «Стеклянный букет», стекло цветное, гутная техника, работа автора Разумея Васильева, 1830-е годы.
Особая страница в истории русского художественного стекла. Легендарная мануфактура, ставшая основой (и примером для подражания другим российским производителям) серийного производства в стране изделий из стекла уникального блеска и прозрачности с виртуозно тонкой «алмазной» гранью.
Завод хрустальной империи Мальцовых (крупная династия русских промышленников, специализация: чугун, рельсы, паровое оборудование, пароходы, локомобили) – один из мировых символов русского хрусталя, культурного наследия России, мирового уровня декоративного искусства.
Далеко не первый в России. Первая или одна из первых стекольных мануфактур в стране была основана в Дмитровском уезде, чему существует документальное подтверждение – грамота царя Михаила Фёдоровича от 31 мая 1634 года.
Но именно Мальцовской фабрике удалось возвести самое обыкновенное стекло (работали строго на сырье собственного производства, отечественных технологиях и местных кадрах – преимущественно из крестьян) — в ранг высокого ювелирного искусства.
Актуальное по теме:
Удалось не просто выдержать конкуренцию, но и создать моду на художественные изделия из стекла. Диктовать тренды, мотивируя к приобретению новых моделей и коллекций не только представителей императорской династии, но и фактически каждый состоятельный дом, музей, галерею, ресторан, семью — в масштабе всей страны.
Многим экспонатам коллекции более 250 лет. Предметы декора, сервировки, светильники, авторские работы, образцы логики, стиля, мастерства самого разного времени, поражающие разнообразием форм, цветов, фактур, тонов, гравировки, росписью золотом, эмалями, шелкотрафаретной печати. Коллекция — одна из крупнейших в мире, насчитывает более 12 тысяч предметов со времён основания производства.
Музей расположен в городе Гусь-Хрустальном на юге Владимирской области в здании Георгиевского собора (1892-1903) работы Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928). Архитектурный комплекс построен на средства Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), владельца хрустального завода, дипломата, коллекционера, мецената, почётного члена Императорской академии художеств.
Портрет Нечаева-Мальцева (1885) из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Автор — Иван Николаевич Крамской (1837-87).
Высокий каменный белоснежный терем в русско-византийском стиле невероятных размеров с богато декорированными фасадами, единым сложным художественным узором. «В этот храм я всё вложил, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений» — так отзывался об этой своей работе сам Бенуа.
Актуальное по теме:
Дмитрий Гуржий — о коллекции в честь гиперболоидной башни инженера Шухова
Лично мне посчастливилось побывать на многих ведущих мировых производствах самых титулованных брендов – ничего даже подобного по красоте, масштабу. А вот про охрану объекта, коллекций ЮНЕСКО и прочими международными «заботящимися о культурном наследии планеты» организациями – ничего такого здесь мне обнаружить не удалось. Впрочем, зачем – это же не часть маркетинговой кампании их брендов, зачем конкурент с такой историей?..
Просто для сравнения. Гусевский хрустальный завод имени Мальцова основан в 1756 году. Baccarat (Франция, производство изделий из стекла) – основано по приказу короля Луи XV епископом Луи-Жозефом де Монморанси-Лавалем в 1764 году. Lalique (Франция, производство предметов декора, ёмкостей для духов, алкоголя и пр.) — основано Рене Лаликом в 1888 году. Swarovski (Австрия, производство, специализирующееся на изготовлении украшений, светильников и пр.) – основано Дэниелем Сваровски в 1895.
Кстати, о светильниках. После октябрьского переворота здание собора предсказуемо ожидала общая, печальная участь. Купола, колокольню снесли, расположили в здании «Дворец труда». Говорят, «креативная» чернь устраивала в здании пляски с бубнами, барабанами и прочие всевозможные активности. Например, «антипасхи» — разумеется, в дни христианского праздника.
Так вот – о светильниках (одно из самых сложных, главных направлений стекольных мануфактур демонстрации своего мастерства на широкую аудиторию, логика понятна: «увидел во дворце у губернатора, захотел приобрести себе в кабинет, квартиру, усадьбу хоть что-то похожее»). Эта люстра на фото – единственная из чудом сохранившихся по деталям, объединённым после реставрации. Точно такая же (условно: ведь каждое произведение ручной работы из стекла, деталь — уникальны) до октябрьского переворота присутствовала в каждом из 12 сводов.
Впрочем, несмотря ни на что (притом, что пролетариат уничтожил, украл, пропил всё в округе, что не смог продать – предсказуемо разбил), каким-то чудом храм, бренд, музей жив. И снаружи и внутри сегодня – невероятно.
Интерьер здания – авторства Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). Свод храма поддерживают колонны из чёрного лабрадорита. В том числе здесь можно увидеть подлинные работы великого художника: полотно «Страшный суд» площадью 49 кв. м. (над ним автор трудился 8 лет) и мозаику из смальты, посвященную Богородице «О тебе радуется Благодатная».
И не забудьте рассказать друзьям
Дмитрий Черепков — о первом в России 3D-отеле
Salone del Mobile Milano 2024 — итоги главной мировой дизайн-выставки