Кристина Беленькая – о музыке, которая вошла в историю

Звук – одна из самых прекрасных, многогранных, творческих и в то же самое время сложных и противоречивых сфер в истории искусства, технологий, коллекционирования, антиквариата и жизни со вкусом (Art de vivre). Об истории звука в деталях – рассказывает Кристина Беленькая, основатель «Дома винтажной музыки», общественный деятель, меценат, блогер, многодетная мама (Кристина воспитывает 9 детей! – прим. ред.). В коллекции (одна из самых больших в мире) проекта, которая собиралась более 20 лет – свыше 400 редких, уникальных, но действующих объектов аудиотехники: патефоны, граммофоны, радиолы, бобинные и кассетные магнитофоны, три тысячи виниловых пластинок со всего мира. В интерактивном музее музыки действует одновременно три тематических экспозиции, посвящённых разным эпохам развития аудиотехники — с конца XIX века до 80-х годов XX века.

 

Какая у вас обширная коллекция. Откуда пошло это увлечение? И, если не секрет, где вы всё это хранили?

Соглашусь, что, глядя на меня, трудно представить, как я коллекционирую аппаратуру. Этим всю жизнь с юности занимался мой супруг Алексей. И аппаратура в нашем доме появлялась на протяжении всей нашей совместной жизни. Мы с мужем многодетные родители, у нас 9 детей, четверо из которых приёмные. И мы постоянно переезжали с места на место вслед за пополняющейся нашей семьёй. Каждое наше новое жилое пространство постепенно обрастало проигрывателями и пластинками. Сначала их было немного, и они скорее были необычным украшением интерьера. Но в конце концов их количество увеличилось настолько (плюс многие аппараты долгие годы хранились на складах), что стало ясно — пора делать музей! Эту идею первой подала я в далёком 2017 году. Муж меня поддержал. С тех пор я и занимаюсь созданием, а затем и развитием этого проекта.

Сколько всего у вас аппаратов? Какой самый старый и самый дорогой из них?

В нашем каталоге более 400 аппаратов различных стран и эпох. Непосредственно в экспозиции — более 270 экземпляров. Большинство из них в прекрасной «вокальной» форме и обязательно регулярно звучат во время экскурсий. Этим мы сильно отличаемся от других подобных музеев. Мы демонстрируем звук вживую. Не на плазмах и не на копиях, а на настоящих проигрывателях. Самый старый наш аппарат — фонограф 1900 года, и его голос можно также услышать во время экскурсий. А что касается стоимости аппаратуры или пластинок — очень сложный вопрос. Во-первых, аппаратура во все времена стоила дорого, так, как не была предметом первой необходимости, скорее относилась к разряду роскоши. Но был период времени, когда люди с этим всем охотно расставались, продавая иногда за бесценок. Или даже выбрасывая. Аппараты попадали к нам в разном состоянии. Многое дарилось иногда в буквальном смысле в виде «дров». И я говорила мужу: «давай выкинем, ну что с этим старьём возиться?» Но Алексей никогда ничего не выбрасывал, всё восстанавливал и таким образом очень сложно оценить, что нам дороже. Они все для нас, как дети. Точнее, старички, нуждающиеся в особом уходе. Иногда аппарат может и не так дорого стоит в денежном эквиваленте, но если знать, что он, например, принадлежал известному человеку или вообще единственный в мире (а у нас есть и такие), как можно же его оценить? Ну и, в третьих, когда понимаешь масштаб коллекции, то ценность отдельного предмета внутри целостной коллекции, безусловно возрастает.

 

Актуально по теме:

Музыка про еду – Топ-10 самых знаменитых мелодий

Народные художественные промыслы – частный музей в Орехово

 
 

Есть ли в мире похожие музеи и где ещё можно встретить такую аппаратуру? В чём уникальность проекта?

Безусловно, если погуглить, то можно что-то похожее найти. В Москве аудиоаппаратура есть в Политехническом музее, в Ярославле есть небольшой музей граммофонов, в Переславле-Залесском — музей радиоприёмников. За границей есть музей джук-боксов (музыкальный автомат) в Техасе (США) и т.д. Но такой коллекции, как наша, в мире больше нет. Этим я и занялась, когда решила просить поддержки у государства в виде гранта.

Дело в том, что впервые мы открыли небольшой музей в 2017 году в одном из павильонов на ВДНХ. Совсем недолго там поработали и дальше, по независящим от нас причинам, были вынуждены искать другое помещение. И нашлось оно лишь спустя 4 года, но у нас совсем не было денег на ремонт и обустройство. И тогда я решила запросить грант в Президентском фонде культурных инициатив. Для этого мы сделали 2 независимых маркетинговых исследования, которые подтвердили, что наш проект уникален, и ничего подобного в мире нет. В подобных музеях обычно выставлен один или несколько типов аппаратуры, в большинстве своём на них можно только посмотреть. У нас же именно что музей истории звукозаписи и звуковоспроизведения, и здесь собраны все типы устройств, начиная от фонографа Эдисона и заканчивая супер-стереосистемами конца 80-х годов. К счастью, грант выиграли, затем целый год строили музей, и в 2023 году наша выставка смогла открыться для посетителей.

Но наш проект уникален не только крупнейшей коллекцией. В дополнении к этому мы открыли концертный зал, где молодые артисты вживую теперь исполняют то наследие, которое осталось нам в виде пластинок. Это и бессмертные произведения Александра Вертинского или Владимира Высоцкого, и песни западных артистов, вообще все жанры стили и направления.

Кроме того, стройка наша не прекращалась ни на день. И в апреле 24-го года мы открыли магазин винила и ретро-аппаратуры. И очень рады, когда к нам приходит молодёжь. Приносят нам, знаете ли, музыку из своих плейлистов в телефонах и просят продать им пластинку, которую тут же идут слушать в наше музыкальное кафе, которое мы открыли следом. Там у нас совершенно непередаваемая аутентичная винтажная атмосфера и тоже можно послушать винил.

Вы упомянули, что у вас 9 детей, это, конечно, не может не восхищать. А кто-нибудь из ваших детей проявляет интерес к этой технике и к этому бизнесу?

Меня часто об этом спрашивают, но, к сожалению, или к счастью, наши дети относятся к нашей коллекции, примерно также, как принц Уэльский к своему титулу, т.е — никак. Они родились и росли вместе с этим, переезжали с места на место вместе с этой аппаратурой и, наверное, думали, что ничего удивительного в этом нет. Что все живут так. Очень прикольно было наблюдать за ними, когда у нас было торжественное открытие. Было много прессы, телевидение, известные персоны, у меня брали интервью, и вся эта суета их очень удивила. Дети ходили, глазели и спрашивали: «Это точно наши аппараты? Мы не помним, чтобы это где-то стояло».  На самом деле да, постоянно живя в окружении неких предметов, в буквальном смысле перестаёшь их замечать, глаз, как говорится «замыливается». А, во-вторых, действительно, некоторые из них мы и сами никогда не видели, т.к. они были законсервированы и стояли на складе. И мы сами с огромным удовольствием увидели их в полноценном виде в составе коллекции.

 

Актуальное по теме:

Лучшие песни о еде — топ-10

Александра Калошина – о Туркменистане

 

 

Если говорить о предпринимательской составляющей проекта, то я бы не назвала это бизнесом. Это скорее филантропия, меценатство. На протяжении всех тех лет, сколько эта техника стояла у нас в доме, все наши гости, друзья и знакомые бесконечно восхищались коллекцией и мне очень хотелось, чтобы её увидели все желающие. И хотя были предложения продать коллекцию целиком (в этом случае она бы уехала за границу). Чего мы никак не могли допустить. Да и приобреталось всё это не с целью последующей перепродажи. Нам, действительно хотелось, чтобы эту коллекцию увидели люди. Чтобы это было удивительное, воистину уникальное место. И чтобы оно было именно в Москве.

Как вам удаётся поддерживать аппаратуру в идеальном состоянии? Вам не жалко её эксплуатировать? Ведь многим аппаратам больше 100 лет. Если что-то ломается, как и где вы находите детали?

Я люблю говорить, что техника эта была сделана людьми и для людей. Именно для того, чтобы этой аппаратурой пользоваться. Причём, сделаны эти приборы были в то время, когда вещи не принято было выбрасывать в случае поломки, а было принято чинить. Т.е. вся эта техника ремонтопригодна. А ещё, поскольку это именно техника, она жива только когда работает. Я люблю проводить аналогию со стареньким дедушкой. Представьте, вы ему скажете: «Знаешь, ты такой старенький уже, ложись-ка ты в кровать, полежи, так ты дольше проживешь…» Понятное дело, именно это «лежание» нашего воображаемого дедушку и убьёт. А жизнь ему продлит только движение и нужность. Полезность. Потребность в нем. Так и наши проигрыватели. Да, они старенькие, винтажные, многие из них даже антикварные. Но, несмотря на возраст, они очень любят, когда мы их включаем. И очень «обижаются», когда мы этого не делаем. Просто перестают звучать. И тогда мы вызываем к ним «доктора».  Да, у нас есть мастера, я их называю аудиодоктора, которые постоянно ремонтируют аппараты или делают им профилактику. Всё, как у людей, мы же тоже иногда обращаемся к врачам.

 

Почему люди в XXI веке продолжают покупать ретро технику и слушать пластинки? Ведь большинство музыки давно оцифоровано, и давно нет проблем любую музыку послушать — хоть в телефоне, хоть на блютус-колонке.

Действительно, практически любую музыку сейчас можно найти на стримминге. Но когда мы слушаем оцифрованную музыку из интернета, мы как бы берём её в аренду на те несколько минут, сколько звучит мелодия. А пластинка — она же, будучи вещью, именно вам принадлежит. Более того, вы можете помнить, при каких обстоятельствах она к вам попала. Пластинку можно подарить. На ней может оставить автограф артист, и тогда её ценность возрастает — для вас и для общества в целом. Пластинка — настоящее произведение искусства. Диск принято слушать целиком от начала и до конца. Каждая песня, которая попала, на диск несла в себе глубокий смысл. Немаловажна последовательность произведений, обложка и вкладыш пластинки — это особенное художественное произведение. Именно в это создатели альбома вкладывали свой талант и силы. Музыку на виниле невозможно слушать на бегу. Это особый образ жизни, если хотите. Любовь и уважение к себе. Ну и само звучание пластинки — не такое, как в наушниках или через колонку.

 

Актуально по теме:

Лучшие видеоклипы про еду – Топ-10

Алёна Свиридова – о блюде, которое вошло в историю

 
 

И в конце концов, то аудиовизуальное впечатление, которое получаешь от прослушивания винила и созерцания сомой аппаратуры — то самое, ни на что не похожее, особое чувство, удовольствие, которое и привлекает в ряды любителей винтажной аппаратуры и аналогового звука всё больше и больше людей самого разного возраста. И этим мы как раз и занимаемся в «Доме винтажной музыки».

 

И не забудьте рассказать друзьям ❤

 

 

Лучшие фильмы о еде

10 лучших книг о любви к еде и сопутствующем образе жизни

10 самых известных и дорогих произведений современного искусства про еду (не для слабонервных)

Коллекция хрусталя – одна из лучших в России и в мире

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лучшие продукты России 2024

Лучшие продукты России 2024

Ведущие шефы, рестораторы, отельеры, предприниматели, эксперты путеводителя 50 Best Tastes of Russia назвали лучших производителей продуктов питания России 2024. Друзья,...

Бранч в отеле

Бранч в отеле

Бранч в отеле – современный формат эногастрономического торжества в выходные. Что это, зачем, кому подходит, а кому - нет? Разбираемся...

Главные тренды года

Главные тренды года

Туризм, мода, дизайн, рестораны, отели, архитектура, напитки, деликатесы, бизнес, стиль жизни. Деловой завтрак с чёрной икрой и шампанским с видом...

Блюда с грибами из ресторанов

Блюда с грибами из ресторанов

Самые креативные, традиционные, авторские, нежные, ароматные, невероятные и аппетитные блюда с грибами из меню лучших ресторанов страны. Продолжаем серию обзоров...

Читайте также

slot gacor WordPress CMS Checker