Ресторанные тренды

Продолжаем серию обзоров о главных ресторанных тенденциях года. Технологии, бизнес-идеи, креатив, балансы вкусов, фишки, продукты, напитки, кухни, предпочтения потребителей. Мнения ведущих экспертов разных специальностей из самых разных проектов со всей страны. И ничего лишнего — кроме искусства, юмора и позитива, конечно.

Иллюстрации к материалу (кроме портретов спикеров – прим. ред.) сгенерированы платформой искусственного интеллекта Fusion Brain.

Предыстория.

Янина Мартынюк, шеф-сомелье ресторана Savva (Novikov Group, расположен в отеле «Метрополь», Москва – прим. ред.):

Если говорить о трендах в мире вина и алкогольных напитков, то сейчас они особенно контрастны. Один из самых заметных — стремительный рост интереса к российским винам. Всё больше гостей выбирают локальных производителей, и это уже не просто замена привычным аналогам, а осознанный выбор качественного продукта. В ресторане Savva спрос на российские вина вырос примерно на 50% по сравнению с прошлым годом — и это, безусловно, вдохновляющий показатель. В то же время набирает обороты совершенно противоположная тенденция — отказ от алкоголя в целом. Всё больше гостей делают выбор в пользу безалкогольных напитков, поддерживая концепцию здорового образа жизни. Сегодня на смену классическим коктейлям приходят альтернативы на основе безалкогольного джина, рома и других ингредиентов, которые позволяют наслаждаться интересными сочетаниями в новом исполнении. И, конечно, вечная классика — шампанское. Несмотря на рост цен и уход некоторых брендов рынок остаётся насыщенным и разнообразным: появляются уникальные позиции от небольших хозяйств, раскрываются новые стили. Разбираться в шампанском модно и престижно. Для меня шампанское — это не просто тренд, а категория вне времени, которая всегда будет актуальна.

Артём Грачёв (на фото справа), шеф-кондитер ресторана Savva:

В этом году гастрономические тренды продолжают развивать идеи локальности: в центре внимания — продукты с узнаваемым культурным кодом, отсылающие к детским воспоминаниям и родным вкусам. Особую популярность сохраняют ингредиенты местного производства и аутентичные рецепты, переосмысленные в современном ключе. Параллельно продолжается движение в сторону осознанного питания: всё больше людей выбирают продукты без лактозы и глютена, с акцентом на растительные альтернативы и натуральные составы. С приближением лета в тренд уверенно входят мороженое и сорбеты — как гастрономические, с неожиданными вкусовыми сочетаниями, так и классические ягодные и фруктовые варианты с минимальным содержанием сахара. Сладкое уступает место более облегчённым, свежим, хрустящим и воздушным десертам, отражающим стремление к правильному питанию и здоровью.

 

Актуальное по теме:

Гастрономические тренды – что будем есть завтра

Главные бизнес-тренды – стиль жизни путеводителя 50 Best Tastes of Russia

 

Руслан Италмазов, бренд-шеф ресторанного холдинга Family Garden (проекты в Сочи, Краснодаре, Новороссийске, Москве и Ташкенте):

Главный гастрономический тренд 2025 года и ближайших лет — это ставка на эмоции и знания. Гости сегодня хотят не просто быстро утолить голод — им важно получить впечатления. На этом фоне я могу выделить две самые популярные концепции с точки зрения гостя и ресторатора.

1. Ресторан, основанный на «ремесленном» производстве фирменного блюда или продукта. Например, с собственной пекарней или сыроварней, когда можно не только попробовать блюдо или продукт, но и забрать его с собой.

2. Когда рестораторы делают акцент на использовании локального сырья, гости чувствуют себя причастным к поддержке отечественного производства. Идеальный вариант — когда гостям дают возможность увидеть процесс производства или даже поучаствовать в мастер-классе. Посещение такого ресторана уже становится настоящим гастрономическим приключением, а не просто очередным ужином.

Со времени пандемии мы постоянно наблюдаем сложности в планировании путешествий. А человеческая любознательность никуда не делась. Именно поэтому стали особенно популярны небольшие рестораны с аутентичной национальной кухней: греческие, итальянские, французские и т. д. Это шанс познакомиться с едой, культурой, дизайном, атмосферой какой-либо страны или региона. И здесь, как правило, рестораторы делают упор на ограниченный выбор блюд, что позволяет внимательно сосредоточиться на каждом из них и прочувствовать оттенки и глубину вкуса блюд национальной кухни.

Оба тренда говорят о том, что помимо вкусной еды, гость идет в ресторан, чтобы соприкоснуться с историей, культурой и даже искусством. В бешеном ритме современной жизни это стало одним из ярких способов познания мира.

 

Актуальное по теме:

Главные тренды ресторанного бизнеса – мнения экспертов

Экономика впечатлений. Как бизнес делает жизнь вокруг лучше

 

Александр Батушанский, генеральный управляющий холдинга «Рестораны Арама Мнацканова» (Санкт-Петербург, Москва, Ереван, Берлин):

Главный тренд, который только намечается — это падение уровня сервиса на ресторанном рынке. Всему виной – постоянный дефицит линейных сотрудников — поваров, официантов и мойщиц. И ситуация только ухудшается. Сейчас уже случается в ресторанах, когда официант заступает на смену чуть ли не на следующий день после того, как его взяли на работу. Такой сотрудник не то, что стандарты сервиса не может соблюдать, у него не может быть даже элементарного знания меню. «Научится в процессе!» — вот, на что рассчитывают его работодатели. Помню, как пять лет назад, после открытия, нам сложно было удерживать официантов в нашем итальянском ресторане Maritozzo на Патриках (Москва) – мы требовали слишком много всего выучить, у нас было слишком много тренингов для избалованных сотрудников самого избалованного ресторанного уголка столицы. А мы по-другому не умеем строить отличный сервис, и формирование команды там заняло время и потребовало много сил. Сегодня эта проблема вышла за пределы Патриарших прудов Москвы. Параллельно очень быстро растут зарплаты, этот тренд – главная причина падения рентабельности ресторанов. И с ним не справиться ни снижением качества закупаемых продуктов, ни уменьшением размеров порций, ничем другим. Единственный путь – снизить число сотрудников на кухне и в сервисе, и повышать их производительность, либо рассчитывать на рост цен в меню. Рестораны, как наши, которые знамениты отличным сервисом, умудряются пока лавировать между этими двумя негативными факторами. Мне очевидно одно: в перспективе хороший сервис в ресторане станет настоящей роскошью. Впрочем, этот прогноз вполне соответствует тому, что уже сейчас мы наблюдаем в Европе – там уже давно на отличный сервис в нашем понимании никто и не рассчитывает. Помните я говорил, что найти мойщиц посуды и другой линейный персонал почти невозможно? Это привело к тому, что крупные сети фастфуда уже отменяют узкую специализацию и вводят правило «универсальных солдат», когда сотрудник выполняет разные функции в разные смены. Очевидно, что это не способствует развитию профессионализма. Адам Смит, первым описывая разделение труда, и не догадывался, что процесс может обернуться вспять. Мой прогноз, что через 10 лет отрыв дорогих ресторанов с высоким уровнем сервиса от остальных будет значительно больше по среднему чеку, чем сейчас. Всё это приводит к тому, что рестораны направляют свои усилия на удержание сотрудников, а не на поиски новых. Кроме достойной зарплаты, важнейшим фактором привлекательного имиджа работодателя становятся отличные условия труда. Думаю, что с каждым годом, размер раздевалок для сотрудников в новых ресторанах будет увеличиваться. Уже сегодня наши сотрудники занимаются спортом, получают дополнительное медицинское страхование, обучаются за счёт компании и получают многое другое. Наши ребята из Probka Family путешествуют по Италии и Грузии, собирают урожай на виноградниках в Бордо и в Армении; мы это делаем уже почти 25 лет, это часть нашего культурного кода, но никогда это не было таким важным плюсом как сейчас. Конечно, от года к году будет расти и автоматизация процессов в ресторане: от сервиса и работы кухни, до учёта и документооборота. А где-то людей заменят роботы. Уже в недалёком будущем, чтобы ресторан был экономически успешным, его управляющие должны будут уметь очень хорошо управлять затратами и продажами. Общее снижение рентабельности тому единственная причина. Любопытно, что растёт число дорогих кулинарий с высоким качеством продуктов. Это, конечно, не совсем ресторанный рынок, но очень близкий – всё-таки люди утоляют голод. Базой для развития этого тренда является рост числа одиноких людей – они не хотят готовить дома и не ходят в рестораны в одиночку. Я не считаю трендом то, что называют «локальными продуктами». Разговор о местных продуктах идёт уже минимум 15 лет, но последние несколько лет они стали существенным фактом нашей жизни. Рестораторы и так всегда заинтересованы покупать местное, если продукты хорошего качества и далеко вести их никуда не надо, цена тогда всегда ниже. Насколько нам удалось окончательно переключиться на местные продукты мы узнаем только когда вновь увидим полноценный ассортимент импорта на рынке. Сейчас много разговоров о российском вине как о тренде, его активно поддерживает государство всеми доступными методами. Мы с вами знаем, что виноделие наших соседей — Армении и Грузии – достойно развивается и успешно конкурирует на своих рынках с Европой и Новым Светом. В этом развитии они опираются на свои терруары, автохтонные сорта винограда и древние традиции виноделия. Российскому виноделию сложно развиваться без всего этого, но мы будем с интересом наблюдать за его ростом, мы верим в него. Что касается локальной кухни, в смысле ресторанов русской кухни, то думаю будут развиваться новые авторские интерпретации национальных кухонь. Например, концепция нашего ресторана Mama Tuta в таком формате – современной классической грузинской кухни как авторского взгляда на неё шефа Гиа Хучуа – очень популярна у гостей и в Москве, и в Петербурге. Главное, во что мы верим, это то, что поход в ресторан в ближайшие десятилетия останется для миллионов людей лучшим сценарием досуга. Мы не устаем говорить, что в наших ресторанах, да, впрочем, и в любом другом хорошем ресторане, главное это атмосфера. А атмосфера – это люди – гости и команда, и мы стремимся сделать так, чтобы обе эти группы людей были счастливы. Хотя, конечно, бескомпромиссное качество продуктов и сервиса – останутся важными составляющими этого счастья. В этом смысле ничего нового нас не ждет.

 

Актуальное по теме:

Любимые виды спорта лидеров мнений

Издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia — об успехах российского виноделия (видео)

 

Ришат Кудяков, сетевой шеф-повар компании «ПиццаФабрика» (более 50 ресторанов – в Архангельске, Вологде, Иваново, Костроме, Нижневартовске, Сургуте, Твери, Пскове и др.):

Первый ярко выраженный тренд – интерес к локальной кухне на волне роста внутреннего туризма. Именно поэтому мы в нашей сети даже сделали внутренний конкурс среди предприятий на разработку локальных спецпредложений. В Вологде как раз в тему будет вологодское масло, в Мурманске – знаменитая треска, в Сургуте – восхитительная строганина из оленины и муксуна. Широкая матрица меню позволяет вводить такие новинки без урона концепции мультиформатных ресторанов. Так что мы готовы к новому туристическому сезону. Второй заметный тренд – автоматизация ресторанного сервиса. Мы только летом прошлого года ввели в ресторанах цифровое меню через мобильное приложение – и уже через полгода получили почти 60% продаж в залах именно через этот канал. Мир меняется: ещё несколько лет назад мы ходили за покупками в торговые центры, а сейчас делать покупки онлайн – уже норма. То же происходит в ресторанной сфере: меню в смартфоне – растущий новый тренд. Помимо этого, мы в 2025 году делаем ставку на развитие сервиса онлайн-бронирования столиков: больше никаких тетрадочек с записями броней. Ну а цифровые рестораны, которые мы открываем в нашей сети, показывают неизменный интерес гостей к роботам-официантам, которых мы там используем. Это не просто любопытная маркетинговая фишка, но и серьёзная помощь официантам. И, наконец, уже не первый год растёт спрос на здоровую и сбалансированную пищу. Так в нашем меню появились линейка поке Поке (холодное блюдо гавайской кухни, представляющее собой салат из нарезанного филе свежей рыбы, овощей и других ингредиентов) и постные позиции.

Продолжение следует.

 

Путеводитель 50 Best Tastes of Russia желает вам успеха в делах и хорошего отдыха, но предупреждает — чрезмерное употребление алкоголя и калорий вредит вашему здоровью. И не забудьте рассказать друзьям! ❤

 

 

 

 

 

 

Анастасия Панибратова – новая коллекция

Блюда русской кухни – Топ-10 самых популярных

Владелец гурманского рынка — о самой опасной гоночной трассе 

Топ-10 самых отвратительных блюд русской кухни (не для слабонервных)

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стейк

Стейк

Идеальный стейк - какой он? Продолжаем серию обзоров для настоящих профессионалов и самых искренних и продвинутых любителей - о ярких,...

Читайте также

slot gacor WordPress CMS Checker