Персики, селёдки, истекающие соком арбузы и другие самые важные вкусы в общемировой истории живописи.
1. «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498. Без сомнения самая узнаваемая картина гастрономической тематики всех времён и народов. Точнее, конечно – фреска, ещё точнее — альсекко: изображение в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Милан) нанесено темперой по сухому грунту (а не по влажной штукатурке). Художественный символ таинства Причастия, одна из самых загадочных росписей, конструктор секретов от великого итальянца, инженера, архитектора, художника и предсказателя, давно переместившаяся за границы религиозных представлений. Сюжет – последняя трапеза Иисуса Христа с учениками.
2. «Завтрак гребцов», Пьер Огюст Ренуар, 1881. Групповой портрет друзей и знакомых автора (художники, журналисты, актрисы и др.) на летней веранде модного ресторанчика Maison Fournaise в Шату (пригороды Парижа), который сегодня чаще называют «городом импрессионистов».
3. «Едоки картофеля», Винсент ван Гог, 1885. Гимн честному труду и простой пище, добытой своими руками.
4. «Купчиха за чаем», Борис Кустодиев, 1918. Карикатура — или ностальгия по ушедшему навсегда в никуда целому купеческому сословию. Голодная мечта о жизни, которая совсем недавно была такой — вульгарной избыточности, пышущим жаром сверкающим самоварам, сытым котам, выпечке и фруктам.
5. «Завтрак на траве», Клод Моне, 1866. Cцена пикника в лесу с участием 12 персонажей — господ в пиджаках и дам и кринолинах вокруг скатерти с разнообразными яствами. Большинство мужских фигур были списаны автором с фигуры друга художника Фредерика Базиля, женские – с супруги Камиллы.
6. «За завтраком», Зинаида Серебрякова, 1914. Речь идёт о втором, позднем завтраке (полднике, ланче), согласно популярной европейской традиции – ведь, судя по блюдам, дети обедают.
7. «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», Джузеппе Арчимбольдо, 1590. Непочтительный, сатирический портрет-натюрморт императора, сделанный в виде мозаики из еды — в образе бога природного изобилия, превращений и времён года.
8. «Персики и груши», Поль Сезанн, 1894. Художник открывает принципиально новую эру в истории натюрморта. Гладя на картину, можно заметить неровное и необычное расположение предметов в пространстве: левая и правая стороны стола находятся в разных плоскостях, кувшин виден сверху. Метод обратной перспективы (более далёкие предметы выглядят более крупными) позволяет уйти от традиционного, стереотипного восприятия мира.
9. «Селёдка», Кузьма Петров-Водкин, 1918. Классика типично русского, советского или «пьяного» натюрморта — изображение водки в обрамлении минимального количества закусок (включая селёдку), игра с зеркальными поверхностями (стаканы, самовар и пр.) и яркие краски. Кстати, красная скатерть символизирует революционные будни.
10. «Семейная компания», Нико Пиросмани, 1907. Семейное торжество по случаю свадьбы, работа великого грузинского художника-примитивиста в жанре группового портрета, традиционно популярного в классической голландской традиции.
10 самых известных и дорогих произведений современного искусства про еду (не для слабонервных)
10 лучших книг о любви к еде и сопутствующем образе жизни
Лучшие мультфильмы о еде – Топ-10