Лопаты горчицы, обложенные снегом серебряные кадушки икры и другие единственно верные ингредиенты жизни со вкусом – от классиков мировой литературы.
1. «Гаргантюа и Пантагрюэль», Франсуа Рабле, 1532. Осужденный богословским факультетом Сорбонны (как непристойный и еретический) сатирический роман о приключениях великанов, еде, церкви, идеалах свободы и самодостаточности человека. Цитаты: «так как был он от природы флегматиком, то и начинал с нескольких десятков окороков, с копчёных бычьих языков, икры, колбасы и других навинопозывающих закусок. Тем временем четверо слуг один за другим непрерывно кидали ему в рот полные лопаты горчицы». Кстати, знаменитая фраза «аппетит приходит во время еды» впервые появилась именно в этом литературном произведении.
2. «Мёртвые души», Николай Гоголь, 1842. Грандиозное описание быта и нравов России — книги, где герои с большей любовью и знанием относятся к еде, наверное, не существует и во всём мире. Цитата: «Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне осетра да вязигу (хорда в хрящевом позвоночнике осетровых – прим. ред.), в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там эдакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь – зарумянилась бы, а с другого пусти её полегче. Да исподку-то, исподку-то пропеки её так, чтобы рассыпалась, чтобы её всю проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал во рту – как снег бы растаяла… Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в серёдку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подвась мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли там еще какого коренья?..»
3. «Обломов», Иван Гончаров, 1859. Не просто воплощение парадигмы мышления art de vivre, но мир, где еда возводится в наивысший ранг и становится синонимом любви. Идеальный образ в воображении главного героя – райская картина, сотканная из любви и сна: полнота жизни воплощается в ломящемся от снеди обеденном столе и похожая на «горячую ватрушку» хозяйка потчует вкусностями. Цитата: «Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами, гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтобы они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
4. «Физиология вкуса», Жан Антельм Брилья-Саварен, 1825. Великое литературное произведение великого французского гурмана, философа, кулинара, юриста, экономиста, политика, писателя и музыканта — которым зачитывались ещё Бальзак и Александр Дюма. Цитата: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты».
5. «Большой кулинарный словарь», Александр Дюма-старший, 1858. Сборник историй о еде и во имя еды – а точнее около 800 фантастических сюжетов, очерков, рецептов, анекдотов и рецептов. Цитата: «Существуют три вида аппетита. Первый, когда испытываешь голод, непреодолимое чувство, при котором не до капризов в еде, когда даже глоток воды во рту кажется изысканной закуской. Второй вид аппетита — когда садишься за стол, не испытывая при этом чувства голода, но, отведав какое-либо отменное блюдо, понимаешь, сколь верна поговорка «Аппетит приходит во время еды». Третий же вид аппетита пробуждается при виде какого-либо изысканного кушанья, появившегося к концу трапезы, когда желудок уже полон и ваши сотрапезники без угрызения совести покинули стол».
6. «Чрево Парижа», Эмиль Золя, 1873. Быт и нравы Франции образца второй половины XIX века. С невероятной дотошностью к продуктам, рецептам, вкусам, ароматам. К примеру, сырная лавка описывается в качестве симфонического произведения с музыкальными метафорами к запахам. Цитата: «На первом плане, у самого стекла витрины, выстроились в ряд горшочки с ломтиками жареной свинины, вперемежку с баночками горчицы. Над ними расположились окорока с вынутой костью, добродушные, круглорожие, жёлтые от сухарной корочки, с зеленым помпоном на верхушке. Затем следовали изысканные блюда: страсбургские языки, варённые в собственной коже, багровые и лоснящиеся, кроваво-красные, рядом с бледными сосисками и свиными ножками; потом – чёрные кровяные колбасы, смирнехонько свернувшиеся кольцами, – точь-в-точь как ужи; нафаршированные потрохами и сложенные попарно колбасы, так и пышущие здоровьем; копчёные колбасы в фольге, смахивающие на спины певчих в парчовых стихарях; паштеты, еще совсем горячие, с крохотными флажками этикеток; толстые окорока, большие куски телятины и свинины в желе, прозрачном, как растопленный сахар. И еще там стояли широкие глиняные миски, где в озёрах застывшего жира покоились куски мяса и фарша.
7. «Год в Провансе», Питер Мейл, 1989. Невероятно позитивные и информативные мемуары англичанина о жизни в Провансе, местных вкусах, кулинарных технологиях, традициях, событиях и менталитете. Цитата: «В воскресенье в промежуток между полуднем и тремя часами может звонить только англичанин; французу никогда не придёт в голову святотатственная мысль прервать самый приятный и долгожданный ланч на неделе».
«Мастер и Маргарита», зарубежные издания.
8. «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков, 1966. Ностальгическая энциклопедия, гастрономическая тоска по утерянным «стерляди, филейчикам, вальдшнепам, яйцам-кокотт, сёмге, нарезанной тончайшими ломтиками, и икре в серебряной кадушке, обложенной снегом» и другим столь любимым и необходимым русским вкусам. Цитата:
«Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.
— Голубчик, это вздор!
— Чего вздор?
— Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая».
9. «Евгений Онегин», Александр Пушкин, 1831. Исторический роман в стихах о жизни и вкусах русского дворянства первой четверти XIX века. Цитаты:
«Вошёл и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфели, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет.
И Страсбурга пирог нетленный.
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым…».
«Что устрицы? Пришли! О радость!
Летит обжорливая младость
Глотать из раковин морских
Затворниц жирных и живых,
Слегка обрызгнутых лимоном.
Шум, споры – легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном».
10. «Москва и москвичи», Владимир Гиляровский, 1926. Названный впоследствии энциклопедией русской жизни сборник очерков о традициях, вкусах и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX века. Цитата: «Потом под икру ачуевскую, потом под зернистую с крошечным расстегаем из налимьих печёнок, по рюмке сперва белой холодной смирновки со льдом, а потом её же, подкрашенной пикончиком. Выпили английской под мозги и зубровки под салат оливье. После каждой рюмки тарелочки из-под закуски сменялись новыми. Кузьма резал дымящийся окорок, подручные черпали серебряными ложками зернистую икру и раскладывали по тарелочкам. Розовая сёмга сменялась янтарным балыком. Выпили по стопке эля «для осадки». Постепенно закуски исчезали, и на месте их засверкали дорогого фарфора тарелки и серебро ложек и вилок, а на соседнем столе курилась селянка и розовели круглые расстегаи».
Команда путеводителя 50 Best Tastes of Russia рекомендует — читайте вкусное!
Культовые предметы для гурмана — которыми уже не пользуются
5 главных гастрономических трендов 2022
10 самых известных и дорогих произведений современного искусства про еду (не для слабонервных)