Коломна

Прекрасный, великий русский город, туристический феномен мирового уровня, объект культурного, исторического, религиозного, гастрономического, вело-, авто-, агро- и многих других видов туризма.

 

 

 

 

Дмитрий Алексеев, ресторанный критик, издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia

Это сегодня. А мне есть, с чем сравнить. В Коломне посчастливилось бывать и при СССР. И 5, и 10 лет назад. Бываю часто — на этом направлении от Москвы дача. Иногда приезжаем всей семьёй (около часа дороги на автомобиле) — чтобы просто погулять по городу один вечер. Иногда на несколько дней снимаем дом или квартиру – конечно, намного более эффектный и убедительный способ проникнуться историей, атмосферой, магией места.

Сегодняшняя Коломна – самый или один из самых моих любимых объектов туризма в общепланетарном масштабе. И это притом, что назвать город туристическим центром федерального и тем более мирового уровня – было нельзя. Даже с очень большой натяжкой. Тихий, провинциальный, пыльный, небогатый, скучный, советский город с великой, но заметно обветшалой историей.

Да и в представлении среднестатистического советского человека Коломна (расположение — в 105 км от Москвы) – город, куда высылали. Ведь «сослать за 101-й километр» — вовсе не фигуральное выражение. Реальная мера ограничения в правах, применявшаяся в СССР к отдельным категориям граждан. Не только по политическим, но и уголовным статьям, применялась ссылка и уже после отбытия наказания.

В результате большое количество всевозможных асоциальных товарищей переселялось сюда из столицы. В том числе в результате самых крупных «кампаний» — перед празднованием 800-летия Москвы в 1947 году и накануне Олимпиады-80 (1980). Стремиться в такие места образцовому советскому туристу, как это говорят сейчас – «ну такое»: контингент не самый культурный и праздничный, да и небезопасно.

Впрочем, сегодня это – уже давняя история. Которая, кстати, наоборот очень привлекательна для многих туристов. Как и, к примеру, легенда о Марине Мнишек. Жене Лжедмитрия I — известной авантюристке и искательнице приключений, замурованной в стене «Маринкиной» башни Коломенского кремля. С тех пор её душа, обернувшись чёрным лебедем, по ночам летает вокруг башни. А сесть на неё не может — так и мечется (по легенде) и пугает туристов жалобным криком.

О жалобных криках скептиков. «Самый любимый объект туризма в общепланетарном масштабе… Сравнивать какую-то там Коломну с Парижем, Миланом, Лондоном, Берлином – это же просто нелепо, смешно. Ну вы, наверное, ничего слаще коломенской репы не пробовали…» Знакомый тезис — с завидной регулярностью повторяемый относительно любых наших/российских достопримечательностей, гордостей, брендов.

Пробовали: путешествие и еда лично для меня – не хобби, а конвейер: около двадцати лет в роли обозревателя, колумниста Forbes, Conde Nast Traveller, GQ, Playboy, «Коммерсантъ», «Аэрофлота» и других ведущих российских и мировых изданий путешествовал и описывал достопримечательности (включая лучшие рестораны, отели, фермы, винодельни и пр.) самых посещаемых, узнаваемых, уникальных, талантливых (в плане реконструкции, организации) объектов туризма по всему миру.

Кстати, у специалистов туристической сферы во всём мире есть простой и вполне очевидный показатель эффективности/успешности организации того или иного города, региона, страны. Это наибольшее количество туристов, приходящееся на одного жителя этого самого региона или населённого пункта.

Так, самый успешный в плане организации туристического бизнеса город Европы – вовсе не Париж. И не Лондон. А Дубровник (Хорватия). На одного жителя этого города ежегодно приходится около 40 туристов. Цели визита: исторические достопримечательности – соборы, площади, дворцы, крепости, парки, пляжи. Население Дубровника – более 40 тыс. человек.

Второе место в этом списке в Европе занимает Венеция (Италия): 21 турист на 1 жителя. Население города на воде — более 250 тыс. человек.

Население Коломны – 133 тыс. человек. В 2022 году город посетило более 1,6 млн. туристов (данные Министерства культуры и туризма Московской области). Т.е. на одного среднестатистического коломчанина на сегодня приходится 12 туристов. Для сравнения ровно столько же — на жителя Амстердама. В Париже этот показатель ниже — составляет 9, в Милане – 5, в Лондоне – 3, в Берлине – всего 2 человека.

Итак, главные цели визита в Коломну: исторические достопримечательности – соборы, площади, дворцы, крепости, архитектура (в том числе допетровская), парки (современные, как в Москве – после реконструкции), музеи, пляжи.

Последнее – не шутка. Город расположен на пересечении трёх рек: Оки, Москвы, Коломенки. Пожалуй, самый атмосферный и популярный пляж города – (белопесчанный) на Коломенке, у самого Кремля, с видом на соборы, кремль и старый город. Купаться во время колокольного звона центральной городской колокольни Иоанна Богослова – ощущения совершенно необычные.

Какая она – Коломна? Спокойная, тихая, медленная, волшебная, антикварная, зажиточная, бизнесовая (туристический трафик – невероятный, не зарабатывает – только ленивый), технологичная (в Коломне находятся многие производства — пассажирских тепловозов, оборудования, систем теплоснабжения, приборов, станков, электротехники и т.п.). Близкая от Москвы – как на автомобиле, так и электричкой (ровно 2 часа 16 минут от Казанского вокзала), комфортная, интересная, вкусная, настоящая, сравнительно недорогая, киношная, нереальная (но не «лубочная»), космическая! Торжество стиля, традиций, ручной работы, сервиса, вкуса, гостеприимства.

Насчёт «нереальности»: даже коломенский Кремль (построен по образцу московского, не уступал ему ни по размерам, ни по красоте, ни по боевым качествам) — не сплошной музей, многие дома жилые. Что, конечно, создаёт непередаваемое ощущение погружения в историю. А история у города – уникальная и богатейшая.

Город неразрывно связан с военной историей Руси ещё с XIII века. Начиная с событий, положивших конец татаро-монгольскому игу – Куликовской битвы (из Коломны с войском выступил Дмитрий Донской, 1380) и стояния на реке Угре (в Коломне находился с войском Иван III, 1480). В 1552 году Иван Грозный выступил из Коломны — в победоносный Казанский поход, впоследствии основал здесь в честь победы Брусенский монастырь.

О вкусах. Местную пастилу знают все. Кстати, в этом году проект «Коломенская пастила. Музей истории со вкусом» занял второе в рейтинге лучших объектов гастрономического туризма, по результатам голосования ведущих российских рестораторов, отельеров, шефов и других экспертов путеводителя 50 Best Tastes of Russia. И это невероятный успех – учитывая, что в рейтинге представлены главные курорты, проекты, объекты страны.

Расскажу ещё о некоторых интересных объектах, также входящих в список рекомендации к посещению путеводителя 50 Best Tastes of Russia на 2023.

«Калачная». Музей, производство, один из самых популярных и успешных объектов гастрономического туризма в стране (достаточно сказать, что очередь здесь — чуть ли не круглосуточная). Проект возродил старинный городской калачный промысел — традиционный русский фаст-фуд. Один из самых популярных коломенских локальных специалитетов — калач с гусем (с гусиным паштетом или с тушёным гусем). Не выходит из моды — начиная лет за 300 до открытия Америки. И — до наших дней.

 

«Гербергъ 1-го Нумера». Ресторан старомосковской губернской кухни в лучших традициях хлебосольных усадеб XIX века. Расположен в историческом сердце города в Кремле, на главной пешеходной туристической улице — ул. Лажечникова (бывшая Брусенская/Почтовая). Повторюсь: в прошлом году по ней прошло более 1,6 млн. туристов. Полностью деревянное, историческое здание ресторана — результат бережной реконструкции ещё XIX-го века. При реконструкции удалось сохранить не только исторический деревянный сруб (его можно увидеть через стеклянное «окошко» на фасаде), но и доски стен и пола и даже… старинные гвозди и допеволюционную газету, которой были оклеены стены (ее можно видеть в обеденном зале). Концепцию гербергов (от нем. – Herberge) Петр I привёз из путешествия в Европу. По сути, в XVIII и в первой трети XIX века гербергъ – это ресторан в современном значении этого слова или дорогой трактир в реалиях той эпохи. Герберги различались по «номерам» (в старинном написании – «нумерам») и отличались друг от друга составом услуг. Герберги первого нумера имели самый широкий ассортимент и помимо всего прочего могли сами готовить настойки и наливки. В Коломне в 1790 году было целых три герберга — один 1-го нумера и два 2-го нумера.

«Рульки вверх». Один из самых популярных ресторанов Коломны. С необычной концепцией — «пивное бистро»: рульки, колбасы и всё такое прочее замечательное и жизнеутверждающее. Душевное, доброе, вкусное и всенародно любимое место.

Sibas Lovelas. Ещё один феноменально популярный, небольшой, уютный коломенский ресторан с уникальной концепцией и дизайном. Специализация – как несложно догадаться по названию – рыба и морепродукты.

Роспись шоколадных конфет (посетителем) — во время костюмированной экскурсии в мастерскую «Кондитерской кухмистера П.П. Шведова».

 

«Кондитерская кухмистера П.П.Шведова». Французский шоколад – «единственный и неповторимый, исключительная гастрономическая ценность мирового уровня, где в ранг искусства возведены…» Дальше, наверное, можно и не продолжать — глупость, ориентированная на наивного дурачка. Точнее маркетинг от перекупщиков, который нам активно, много десятилетий и столетий лили в уши умные, талантливые, многоопытные маркетологи — как «легендарный английский чай», «легендарный итальянский кофе», далее по списку. Насчёт шоколада — как человек, посещавший парижский, московский, далее по списку Salon du Chocolat (и многие другие ведущие мероприятия в сфере) и лично знакомый с Пьером Эрме, Мишелем Эваном и многими другими главными мировыми мастерами-шоколатье со всей ответственностью это заявляю. На самом деле произведения из какао уровня высокого искусства создают во многих странах Европы – условно с XVIII века. В Америке – разумеется, на несколько столетий раньше.

«Кондитерская кухмистера П.П.Шведова» — объект гастрономического туризма исключительного, самого высокого мирового уровня – где можно познакомиться со всеми этапами производства шоколадных изделий. Собственноручно потрогать антикварные формы, конфетные станки и другие технологические приспособления кондитерского производства. Принять участие в костюмированной экскурсии по кондитерскому цеху образца XIX века. И, конечно, попробовать конфеты и другие кондитерские изделия, приготовленные по традиционным, многовековым русским традициям. И я лично также настоятельно рекомендую посетить – коломенский шоколад единственный и неповторимый, исключительная гастрономическая ценность мирового уровня, где в ранг искусства возведены абсолютно все этапы производства.

 

И не забудьте рассказать о Коломне друзьям ❤

 

 

Уникальная ферма улиток, крокодилов и сыров — в Коломне

Возможно, лучший шоколад — в России и в мире (интервью)

Новые вкусы и ароматы – из лучших ресторанов

Путешествие с Exeed — на главную органическую ферму страны

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

China Fashion Week: Россия, вперёд!

China Fashion Week: Россия, вперёд!

Резиденты Московской недели моды покоряют Китай. Рассказываем и показываем - репортаж из самого эпицентра событий.   Российские модные дизайнеры брендов...

Отельные тренды 2024 – что будет

Отельные тренды 2024 – что будет

Главные тренды года в гостиничной сфере, бизнес-идеи, ноу-хау, предложения, фишки, активности для принципиально новой аудитории – что будет актуально в...

Лучшие рестораны, отели, бутики 2024

Лучшие рестораны, отели, бутики 2024

Лучшие рестораны, отели, салоны и бутики вин, посуды, оборудования, гаджетов, аксессуаров и дизайнерских предметов интерьера, кафе, бары, винодельни, фермы, представительства...

Читайте также

slot gacor WordPress CMS Checker